Этнофилетизм (от греч.: έθνος + φυλή – "народ" + "род", "колено", "племя") или филетизм (от греч.: φυλή) [1] - осужден как ересь на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года. Это понятие появилось в православной грекоязычной среде применительно к движению за церковную независимость Болгарии на основе ее национальной обособленности. В Соборном деянии этнофилетизм был отвергнут в следующих словах: «Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками» [2]. Определения, использование Патриарх Павел (Стойчевич) Сербский в обращении к архиереям, священству и верующему народу в республике Македония для преодоления раскола, 20.VI.2002: "Мы, братья, как Церковь, не выступаем с позиций национальной исключительности и не имеем никаких ни национальных ни территориальных претензий в отношении вас. Мы уважаем национальное самоопределение и самосознание македонского народа и всякого народа в республике Македонии. Этнофилитизм, то есть подчинение Церкви национально-политическим идеологиям и программам, давно справедливо осужден как ересь. Этнофилетизм имеено и рождается из ослабленного сознания соборности Церкви, являясь, таким образом, основанием для разделений и расколов" [3]. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в интервью газете «Дневник» (Скопье, Республика Македония, «Дневник», № 2961 от 14.I.2006): "Не стал бы связывать упоминания народов и стран в наименованиях Поместных Церквей с проявлениями этнофилетизма. Эти названия скорее отражают историческую связанность Церквей с тем или иным народом. Между тем, в названиях некоторых Церквей (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская) отражена связь Церкви с городом, где находилась или находится кафедра ее Предстоятеля. Церковная традиция признает обе практики именования Церквей. И здесь хотел бы подчеркнуть, что, согласно Уставу нашей Церкви, она именуется и Русской Православной Церковью, и Московским Патриархатом, то есть объемлет обе традиции" [4]. Использованные материалы * "Обращение патриарха Сербского Павла к архиереям, священству и верующему народу в республике Македонии", o http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc * "Святейший Патриарх Алексий: «Нужно оставаться верными Преданию Церкви и стремиться лучше понять друг друга»", 17.I.2006, o http://www.patriarchia.ru/db/text/77286.html * Максимов, Юрий, "Что будет, если Украинская Православная Церковь станет автокефальной ?", газета Радонеж православного братства "Радонеж", 2008, № 1 (185), 22.I.2008: o http://radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2613 [1] Нередко встречается ошибочное выведение термина из греческих слов φιλ - "любить" + έθνος - "народ". [2] Цитата по Максимов, Юрий, "Что будет, если Украинская Православная Церковь станет автокефальной ?", газета Радонеж православного братства "Радонеж", 2008, № 1 (185), 22.I.2008, http://radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2613 [3] "Обращение патриарха Сербского Павла к архиереям, священству и верующему народу в республике Македонии", http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc [4] "Святейший Патриарх Алексий: «Нужно оставаться верными Преданию Церкви и стремиться лучше понять друг друга»", 17.I.2006, http://www.patriarchia.ru/db/text/77286.html
|