(АКТЫ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО СОБОРА 1351 г. против варлаамитов) Только небытие лишено энергии.- Тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна начертывать и сущность как нетварную. - Энергия Божией сущности нетварна. - Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею. Единение божественной сущности и энергии неслиянно, так и [их] различие нераздельно, и в иных отношениях и в особенности [неслиянно и нераздельно] – в отношении причины и результата причины, неучаствуемого и участвуемого, [или вообще] сущности и энергии (По образу природ во Христе и Ипостасей в Боге) - Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает ее простоты, ибо сущность является истоком и носителем энергии. - В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же – может. - Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности. Мудрствующим и говорящим, что Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность.
2. Оценки Православная оценка: учение св. Григория Паламы есть всецело ортодоксальное учение, основанное на Откровении и отцах, догматизированное Церковью, сам Палама канонизирован. Неправославные оценки:
1. Католическая: ересь, отрицающая чистую простоту Бога (Бог есть чистое действие «actus purus»), исходя из Аристотелевской структуры потенциальной материи и актуальной формы.
Этнофилетизм (от греч.: έθνος + φυλή – "народ" + "род", "колено", "племя") или филетизм (от греч.: φυλή) [1] - осужден как ересь на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года.
Это понятие появилось в православной грекоязычной среде применительно к движению за церковную независимость Болгарии на основе ее национальной обособленности.
Что ж, возможно этот текст должен убедить читателя в неправоте Оригена. Раз на него гневался даже сам св. Фома. Но у меня этот текст почему то вызывает ассоциацию с другим высказыванием – «Юпитер, ты сердишься, стало быть ты неправ». Однако, думаю, никакими высказываниями не изменить реальность, и, вмешиваясь в спор св. Фомы с Оригеном, обратимся к тому немногому, что нам дано в реальности. Не упуская из виду еще и тот факт, что истина, утверждаемая двумя взаимоисключающими позициями, часто оказывается где-то посредине.